Текст Доп. информация Задания

Спасская церковь

Сибирское барокко

Самая древняя Спасская церковь построена еще по старинке по типу ранних посадских храмов, и в ее декоративном убранстве использованы типичные приемы мастеров XVII века: над цоколем, создавая резкую границу света и тени, идет «поребрик»*, а между этажами пролег «бегунок» - поясок из кирпичей в виде ломаной линии. Особую прелесть придают церкви на-личники северного, обращенного к Ангаре, фасада, они почти все разные, у каждого своя особенность, и эта асимметричность придает особую прелесть церкви, невольно заставляет сравнивать ее с живым существом. Каменные узоры четверика Спасской церкви более нарядны, чем на колокольне. Это говорит о том, что колокольня была пристроена гораздо позже – в 1758-1762 годах. На месте колокольни прежде была паперть; от нее отходила в обе стороны галерея-гульбище. Первоначально кровля была выполнена из дерева, глава над четвериком одета в оси-новый лемех и возвышался над ней простой и суровый в своих очертаниях рубленый крест.

Чтобы представить первоначальный облик каменного храма, нужно мысленно отсечь колокольню. Теперь храм выглядит совсем иначе. На втором ярусе четверика за деревьями находится входная дверь, назначение которой непонятно, ведь она «висит» в воздухе. А все дело в том, что когда-то Спасская церковь была опоясана вокруг деревянной галереей, и вход на нее был именно здесь. В отличие от предшествующих русских церковных построек храмы стали менее строгими и величественными, они приобретают более праздничный и нарядный характер, становятся более близкими народному искусству, теряют некоторые черты церковного аскетизма. Древнейшая ее часть отличается ярким и выразительным декором. Сочный, пластичный и вместе с тем разнообразный орнамент церкви сохраняет вместе с тем и чувство меры. Пристройка, спустя полвека, высокой колокольни удачно довершила первоначальный замысел зод-чих.

Спасская церковь – единственная в Сибири, на стенах которой имеется живопись, созданная в начале XIX века талантливыми художниками. На восточном фасаде церкви размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий (XVIII в.). На южной стене церкви – образы святых, которым была посвящена церковь и ее приделы. Под самым карнизом четверика – Никола Мирликийский, а ниже – св. Митрофан Воронежский, а на самой стене апсиды – особенно тщательно выполненный лик Спаса Загадки церкви

У церкви есть много своих загадок. Глядя на Колыбель Иркутского града, не чувствуется угрюмой настороженности ее оборонной мощи. Четверик с горящей на солнце золоченой маковкой, скругленные наверху овалы окон, увенчанные пенистыми резными кокошниками, каменное узорочье, по верху и вниз опоясывающее храм, - все это веселит и радует взор. Но стоит отойти немного от храма в сторону мемориала, как белокаменный узорчатый «утес» храма как бы растает на глазах, а вместо него, точно невесомая ладья, «оторвется» Спасская церковь от земли и легким сияющим облаком поднимется над нашим бренным бытием.

Архитектурный силуэт храма построен на плавных, протекающих линиях, которые словно ласкаются друг к другу. Сверкает золотом овальная маковка. Полукружьями белых радуг выгибаются под крышей закомары. Мягко закруглен на восток пристроенный к четверику алтарь.

В начале девятнадцатого века церковь была расписана, причем не только внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию. Это довольно редкое явление в сибирских храмах. В верхней части четверика – иконописное изображение Николая Чудотворца, епископа из города Мир Ли-кийских, великого святого первых веков христианства. Золотая митра на его голове указывает на сан епископа, а узкая, похожая на фартук епитрахиль – знак божественной благодати, кото-рая дает священнику в таинстве рукоположения. Ниже, под окнами третьего яруса, помещено изображение Митрофана Воронежского, который был прославлен церковью в лике святых. Но самое интересное изображение расположено на южной стороне алтаря. Это Спас Нерукотворный. Священное предание доносит до нас историю о появлении первой иконы, с ним связанной. Вот эта история…

Жестокие испытания и страшные унижения принял Спаситель, когда Иуда предал его. Воины-язычники привязали Христа к столбу и стали бичевать его кожаными плётками. Затем его венчали терновым венком. Но и это было не все. Христа приговорили к ужасной, позорной, мучительной казни – распятию на кресте. Такой мучительной смерти в Риме в ту пору подвергали только рабов и самых злостных преступников. Казнь должна была свершиться публично. Тяжелый крест Христа заставили нести к месту последний страданий на своих плечах. Измученный и ослабевший, нес он его сквозь ослепшую от ненависти толпу людей, в ярости кричавших: «Распни его!». Зноем раскаленного полдня дышали под его ногами тесные, вымощенные камнем иерусалимские улочки, обжигавшие ступни. Пот и кровь струились по бледному лицу Спасителя. Он падал, снова брал крест и медленно нес его в гору… Беснуясь, хохотала и плевала в него озверевшая толпа. И лишь одна женщина-христианка не побоялась показать свою любовь к Нему. Звали ее Вероникой. Когда он поравнялся с нею, она протянула ему чистый плат, чтобы он промокнул им свое лицо. Христос принял его, приложил к свежим ранам, отер пот и кровь со лба, а когда отнял его, на плату засияла первая в мире икона – отпечаток его святого лика.

Потому и называют ее «нерукотворным Спасом» (или «Спасом на плату»), что она не была написана руками человека, а появилась чудесным сверхъестественным образом.

Так считают верующие люди… Самая большая роспись находится над алтарем.

Пожар 1879 года

Спасская церковь была любима и оберегаема многими поколениями иркутян. Но не только за красоту ее. История этого храма тесно переплелась с жизнью самих горожан, вместе с которыми он переживал все праздники и бедствия, отмеренные судьбой Иркутску. Не однажды чудом спасалась церковь от стихийных бедствий: пожаров, наводнений, землетрясений. 22 июня 1879 года на Иркутск обрушился страшный пожар, заливший город огненной лавой. Городские летописи так описывают этот черный для истории города воскресный день: «Часу в четвертом пополудни загорелась дача купца Черных. В 10 часов вечера зловещим заревом были объяты уже одиннадцать городских кварталов. Началась паника. Люди бежали в сторону Спасской церкви в надежде переправиться на другой берег».

Многое не удалось в те дни спасти иркутянам от пожара, но Спасскую церковь – первую свою святыню – с огромным напряжением сил они все же отстояли. Когда огненный вал пока-тился по городу, добровольцы устроили у церкви дежурство, воду подвозили с Ангары, часть людей поднялась на колокольню и тушила летящие искры, ясно осознавая, что эту святыню уступить огню нельзя – чего бы это ни стоило. Страшный пожар не прошел для храма бесследно. Копоти в те дни было так много, что она толстым слоем в несколько сантиметров покрыла настенную роспись над алтарем. Потом росписи расчистили, содрали и забелили ее снова после революции, в двадцатые годы. И восстановили (практически написали заново) только в 60-е годы, когда под руководством московского архитектора Галины Геннадьевны Оранской начались реставрационные работы. Спасская церковь славится своими прекрасными колоколами (см. приложение 4). В 1910 году высота колокольни составляла 22 2/3 сажени. Самый большой весит более 250 пудов (см. приложение 3).

В 1930-е годы замолчали иркутские колокола. Большая их часть погибла в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения. В 1990 годы иркутяне вновь услышали колокольные звоны.

Спасская церковь осталась очень важным и дорогим памятником города.

Сайт управляется системой uCoz