Текст Доп. информация Задания

Богоявленский собор



Богоявленским собор назван не случайно. Главной задачей русских миссионеров в Сибири было обращение в христианскую веру и крещение инородцев. Поэтому культу явления бога и крещению придавалось особое значение.


  1. Прошлое Богоявленского собора.
  2. Настоящее Богоявленского собора.

Прошлое

Недалеко от Спасской церкви (через дорогу) находится Собор Богоявления. Собор был построен за стеной Иркутского острога и был главной церковью (центром всех церквей).

Собор Богоявления занимает одно из центральных мест среди первых архитектурных памятников. Иркутский епископ Иннокентий писал: «Спасская церковь, старейшая в Иркутске, скоро оказалась непоместительною для быстро населявшегося города. По этому убеждению построен новый Богоявленский собор, деревянный, а по истреблении его пожаром, заложен втоже наименование каменный».

Значение этого памятника трудно было оценить до самых 70-х годов из-за многочисленных переделок. Деревянный, рубленный «клетями» — срубами, крытыми двускатными крышами, Богояв-ленский собор появился в 1693 году. Крышу самого высокого сруба венчал четверик с луковичной главой. Деревянному собору простоять долго не довелось — летом 1716 г. в Иркутске полыхнул пожар, уничтоживший значительною часть городских строений. Сам острог уцелел, отстоять уда-лось и каменную Спасскую церковь, а вот собор сгорел. От огня пострадала и первая иркутская ре-ликвия — мощи святителя Софрония. Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился в марте 1771 года. Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и, по церковным свидетельствам, за это время не подверглось тлению. Паства стала почитать его как угодника Божия, пожар в Богоявленском соборе Иркутска ос-тавил только кости святителя, но не умалил, а, наоборот, увеличил благоговейное почитание свя-тителя верующим народом, и неоднократно мощи «свидетельствовались как нетленные и исто-чающие благодатные чудотворения».

А на месте старого решено было строить новый собор — каменный. Как пишет иркутский историк Тамара Крючкова, «в 1717 г. сибирский митрополит Феодор (Филофей Лещинский) даёт разрешение на сооружение нового храма на месте сгоревшего. Новый собор заложили летом 1718 г., через год начали подниматься стены, а «окончен каменным строением... Богоявленский собор без наружной и внутренней отделки» в 1723 году. Через год, после окончания отделочных работ, был освящён престол во имя св. апостолов Петра и Павла».

В 1727 г. Иркутская епархия отделилась от Тобольской, теперь по статусу Иркутску требовался епархиальный собор. Первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий уделял его постройке большое внимание, и основные каменные работы были произведены при нём. Возводится новая колокольня с приделом во имя Иоанна Воина на втором этаже — прихожане попадали туда через гульбище, опоясывающее колокольню, поднимаясь по лестнице, которая располагалась с северной стороны. Церковь Иоанна Воина была сооружена по инициативе иркутского сына боярского Ивана Пивоварова. Интересно, что, в отличие от первых иркутских каменных зданий, на возведение всего Богоявленского собора потребовалось 28 лет. Видимо, дело в том, что сооружение собора — грандиозного сооружения по меркам Иркутска начала XVII века — требовало большой концентрации усилий не только строителей, но и мастеров всех специальностей. Одних изразцов для украшения собора изготовили более трёхсот!

Иконостас для нового храма должен был расписать иеродиакон Никон Красовский, но работал он медленно и вызвал недовольство заказчика. В конце октября 1740 г. епископ Иннокентий Нерунович предписывал протопопу Ивану Петрову и ключарю Власию Миронову освидетельствовать у подрядчика Никона его работу, «понуждать его к скорейшему выполнению оной и чрез каж-дую неделю доносить об успехах». Иконостас был закончен к 1745 году, однако до наших дней не сохранился. Зато сохранился выполненный рукой Красовского рисунок Богоявленского собора. Судьба этого рисунка такова: в 1738 году иркутяне обратились в Сенат с просьбой за разрешением на строительство рядом с Богоявленским собором архиерейского дома. Тогда Сенат затребовал от Иркутска изображения ближайших строений, чтобы предполагаемое здание вписалось в архитек-турный комплекс. Так до нас дошло практически единственное изображение собора в первой по-ловине XVIII века. Буквально через четыре года в Иркутске случилось сильное землетрясение, с соборной каменной колокольни упал шатёр, а с церкви — крест. После землетрясения шатровое навершие колокольни восстанавливать не стали, а сделали на ней деревянный купол и шпиль.

Освящение Богоявленского собора состоялось 25 сентября 1746 г., а уже через десять лет он вновь начал строиться и перестраиваться: сооружена каменная ограда, в 1764 году пристроен при-дел во имя Богоматери Казанской, а с ангарской стороны — приделы во имя Иоанна Крестителя, а второй — во имя Всех Святых.

В сентябре 1812 г. выкопаны рвы для второй соборной колокольни для большого колокола, вылитого в 1797 г., в 761 пуд. С 1797 г. он висел на столбах, а 30 марта 1815 г. поднят на новую коло-кольню, 10 июня колокольня окончательно покрыта железом и сего дня поставлен крест". Время, постепенно старившее собор, стихийные бедствия, посещавшие Иркутск, отражались на состоянии памятника, С начала XIX в, в соборе постоянно идут небольшие ремонтные работы.

В июне 1901 г. Петропавловский придел был покрыт железом. Налаживать крышу уже не первый раз пришлось после сильной бури, пронесшейся над городом 10 апреля 1790 г. Она сорвала крыши с многих домов, опрокидывала заборы; с северной стороны собора Богоявления "содрало железную крышу, изломало стекла...".В июне 1802 г. исправлен и перекрыт деревом купол на соборной колокольне, а шпиль околочен жестью и окрашен. В 1804 г, в ночь с 23 на 24 апреля произошло сильное землетрясение, "которым с соборной колокольни сронило крест и бросило на несколько сажень от церкви..." - Возможно, это землетрясение повредило и пятиглавое завершение собора, которое было убрано в начале XIX в. В 1826 г. делались поправки в приделе Иоанна Предтечи, а в 1827 г. исправления в приделе Всех Святых, в декабре того же года в Петропавловском приделе "поставлен новый иконостас... с новыми местными иконами Благовещания и Рождества Христова". В апреле 1828 г. был разломан ветхий купол на соборной колокольне и заменен новым, работа за-вершена 13 июля того же года. В 1829 г. в трапезной поставлен новый иконостас. В 1830-х гг. в соборе начали менять отопительную систему. Печи при постройке были установлены в подвальных помещениях и существовали до 1832 г. Они обогревали Петропавловский придел и трапезную. Новые печи поставили в самом храме, т. е. внутри собора. В 1833 г. было значительное исправление в главном Богоявленском храме. В 1838 г. в Петропавловском приделе деревянные полы заменены на каменные. 6 августа 1839 г. сильное землетрясение в кафедральном Богоявленском соборе в осьмерике сделало щели. 24 апреля 1842 г. бурей сорвало одну из глав собора. Сильно пострадал собор и в декабре 1861 года: не осталось ни одного целого свода. Последующая капитальная перестройка собора в очередной раз сильно изменила его внешний вид: северный придел был притянут к главному зданию стальными обручами, укрепили стены колокольни и разобрали деревянную галерею-гульбище. Увы, при этом собор лишился изрядной доли своего пышного декора — старин-ное узорочье было заложено кирпичом или стесано, уничтожена или замазана большая часть из-разцов. А вот страшный пожар 1879 года только что отремонтированный храм пощадил: пламя чу-десным образом остановилось у его стен.

В советские годы Богоявленский собор счастливо избежал судьбы кафедрального Казанского собора, хотя и пережил тяжёлые годы. Под его сводами разместился иркутский хлебозавод. В соборе стояли печи, в которых выпекались кондитерские изделия и сухари, четверик, разделённый деревянными перекрытиями на несколько этажей, использовался как общежитие... Теперь только глубокий знаток архитектуры смог бы увидеть в нагромождении хозяйственных построек шедевр древнего русского зодчества.

В 1972 году был найден рисунок в Государственном архиве древних актов, который четко показывал шатровое венчание основного объема. Ценность шатровой колокольни заключается в том, что в Европейской части России уже не возводили таких колоколен, а отсталая от моды Сибирь следовала традициям XVI века. Этим собор просто уникален. Таких шатровых колоколен в Сибири только две: - в Енисейске и в Иркутске.

Собор очень красив: изящные наличники окон, декоративные кокошники, сложного профиля карнизы – все это придает Собору особую красоту. Кроме того, пояс четверика Собора украшают 156 разноцветных изразцов (четырёхугольные керамические пластины, изготовленные ручным способом, раскрашенные, обожжённые, покрытые глазурью). Эти изразцы восстановлены по сохранившимся образцам XVIII века у основания четверика. Этот нелегкий и кропотливый труд начал Алексей Никитович Штанько, преподаватель декоративного отделения Иркутского училища искусств. Но, к сожалению. А.Н. Штанько не успел окончить работу. После его смерти она была продолжена в керамической мастерской Ярославля. Всего для украшения Богоявленского собора изготовили свыше трёхсот изразцов. В Сибири известно пока только три архитектурных памятника, украшенных многоцветными керамическими изразцами.

Около Собора в 1779 году задумали возвести вторую колокольню. Две звонницы при одном храме – явление довольно редкое в церковном зодчестве. Это было связано с тем, что в середине XVIII века в Иркутске бурно развивались ремесла. По численности мастеровых Иркутск занимал 17 место в России. Среди мастеров в городе были и колокольных дел специалисты. В 1797 г. иркутский мастер Алексей Унжаков отлил колокол весом в 761 пуд (около 10,5 тонн). Иркутский царь-колокол нарекли собственным именем – Большой Колокол – и решили специально для него выстроить колокольню. До постройки колокольни Колокол поместили на специальный помост. До наших дней колокол не сохранился. Во время пожара 1879 г. он растопился и стёк на землю.

Богоявленский собор сегодня в центре общественной и церковной жизни

Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985 год, после чего он был передан Иркутскому областному художественному музею. В помещении несколько лет работал лекторий Общества возрождения русской духовности и культуры, постоянно проводились концерты духовной музыки. Передача в 1994 году собора Иркутской епархии стала абсолютно логичным шагом. Собор был освящён епископом Вадимом в 1995 году, на праздник Пасхи. А в 2003 году собор получил новый облик — художники иконописной мастерской, работающей при епархиальном управлении, завершили роспись фасада. Расписаны и своды трапезной — без малого 300 квадратных метров, главный придел храма. В основе художественного решения — сцены Богоявления и Рождества Христова, тема тысячелетия Руси: святые, герои, пророки и новомученики.

В настоящее время

Нынешний облик Богоявленского собора — нарядный, праздничный — сильно отличается от его исторического прошлого. Уместно ли это? Это сложный вопрос, особенно если речь идёт не о музейном экспонате, а о здании, которое сегодня живёт той жизнью, к которой его предназначили зодчие, — в соборе сегодня действующий православный храм.

К слову, и реставрация памятника не была доведена до конца. Так, в отсутствие точных данных архитекторы не решились восстановить пятиглавие на куполе основного объёма. А жаль, ведь рисунки Красовского донесли до нас облик именно пятиглавого храма.

Сегодня, как и два столетия назад, собор Богоявления находится в центре культурной и общественной жизни города. Традиционно воскресной литургией и крестным ходом начинаются фестивали «Сияние Россия». А в нынешнем году крестный ход начался с освящения барельефа у входа в Богоявленский собор с изображением святителя Иннокентия, как святого, много сделавшего для утверждения православной духовности на сибирской земле.

Сайт управляется системой uCoz